Первая среди СМИ



Газета – самый распространенный вид школьных изданий. Едва ли не каждое уважающее себя учебное заведение стремится выпускать нечто вроде вестника, где печатаются сообщения о планируемых мероприятиях, новости, интервью с педагогами и другими интересными людьми и, конечно, размышления школьников на вечные темы — о дружбе, любви, отношениях с родителями.

Чаще всего такие «вестники» называются газетами. Но достаточно ли написать на титуле издания это слово, чтобы «вестник» действительно стал газетой?


Какие первые мысли приходят в голову при слове «газета»? Если закрыть глаза, возникает образ большого бумажного листа, согнутого посередине, занимающего много места, ломкого на ощупь. У него есть свой узнаваемый цвет, точнее, цветовая гамма, где, безусловно, главенствуют черный и белый. Образ имеет звук: шуршание страниц. И собственный неповторимый запах типографской краски. В таком виде газета существует уже полтысячи лет и не собирается исчезать. Ей предрекали неминуемую гибель после появления радио: полагали, что устный рассказ о событиях отобьет всякое желание напрягать зрение, разбирая буквы. Ничуть не бывало: радиовещание охватило всю планету, но число газет от года к году лишь увеличивалось. С телевидением повторилась та же история, что и с «беспроволочным телеграфом». Аналогичная ситуация складывается, по-видимому, и с Интернетом.

Между тем газета в ее классическом варианте вещь не слишком — то удобная: на столе не помещается, в карман не влезает, мнется, рвется, пачкается, уже через десяток лет истлевает, а через столетие и вовсе рассыпается в труху, превращаясь в ничто. Есть поговорка «У кошки девять жизней». У газеты, как видно, не меньше: отработав свое в качестве носителя информации, она может быть использована еще десятком различных способов. В газетный лист всегда что-нибудь заворачивали: то цветы зимой поверх прозрачной упаковки, чтобы не замерзли по дороге, то книги, то овощи (до эпохи полиэтиленовых пакетов список был куда длиннее — вспомним «бледную вареную курицу», завернутую в газету «Экономическая жизнь», из романа «Золотой теленок»). В былые времена бабушки на базаре насыпали в газетные кулечки семечки; маляры сворачивали из них бумажные пилотки, а дети мастерили кораблики и самолетики. Совсем не так уж давно газетные страницы повсеместно использовались в качестве туалетной бумаги, что было не только негигиенично, но и (в некоторые эпохи в некоторых странах) просто опасно*. Разгадка удивительной живучести газеты — в ее многофункциональности: каждый из перечисленных недостатков газетного листа моментально оборачивается достоинством, стоит лишь вспомнить о том, что он может быть использован не только для чтения. Вероятно, именно поэтому газета как ведущий вид СМИ пережила уже третью технологическую революцию (радио — телевидение — Интернет) и не намерена сдавать своих позиций. И даже тот факт, что газетная страница недолговечна, как мотылек, и не рассчитана на длительное существование, следует поставить ей в заслугу, если взглянуть с точки зрения экологии.

 

Подробнее о школьных изданиях читайте на Портале школьной прессы